Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Больше половины из проверенных школ Удмуртской Республики допускают нарушения гигиенических требований, установленных к образовательному процессу.

24 Апреля 2019 02:04

Количество просмотров: 363

Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) в течении всего учебного года осуществляет надзор за соблюдением гигиенических требований, установленных к режиму образовательного процесса (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
За период учебного года 2018–2019 Управлением проведено 66 проверок по контролю за соблюдением гигиенических требований к режиму образовательного процесса в школах республики. В ходе проверок в 44 школах (66,7%) были выявлены нарушения действующего санитарного законодательства в части нарушений гигиенических требований к режиму образовательного процесса.
Основные выявленные нарушения:
– учебное расписание не соответствует требованиям санитарных правил (не чередуются различные по сложности предметы, расписание уроков составлено общее как для обязательных, так и для факультативных уроков, основные уроки проводятся на первых и последних уроках, занятия по физической культуре поставлены первым уроком);
– продолжительность перемен между уроками меньше установленных временных нормативов;
– обучение1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов организовано в 2 смены;
– не соблюдаются требования к количеству обучающихся в классе с учетом нормы площади на одного обучающегося.
Выявленные нарушения могут стать причиной переутомления, снижения уровня работоспособности, нарушения осанки и ухудшения зрения обучающихся и противоречат п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», согласно которому количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
По фактам выявленных нарушений специалистами Управления было составлено 46 протоколов об административном правонарушении (8 – на юридических лиц, 38 – на должностных лиц), вынесено 45 постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сума наложенных штрафов составила 353 400 рублей.
Надзор за соблюдением в школах региона гигиенических требований, установленных к образовательному процессу, Управлением продолжается.
Для справки:
Учебные занятия в школах следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводится только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Расписание уроков составляется отдельно для образовательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока по 45 минут каждый), и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
У учеников 1-х классов должны быть дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
В образовательных учреждениях продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.).
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг., 3-4-х классов – более 2 кг.; 5-6-х – более 2,5 кг., 7-8-х – более 3,5 кг., 9-11-х – более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий